ЮРИДИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
Телефон:
Главная \ Бесплатные консультации \ Бухгалтерский учет \ Можно ли учесть в расходах сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома, если в смете указанные расходы составляют 10% от всех затрат по содержанию общего имущества?

Можно ли учесть в расходах сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома, если в смете указанные расходы составляют 10% от всех затрат по содержанию общего имущества? Бухгалтерские консультации в компании Гарант-виктория


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 10.06.2016 года

 

 

Товарищество собственников жилья находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Можно ли учесть в расходах сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома, если в смете указанные расходы составляют 10% от всех затрат по содержанию общего имущества (в НК РФ данный расход не поименован)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты товарищества собственников жилья на расходы на сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома, заявленные в смете доходов и расходов ТСЖ, не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН. 

Обоснование вывода:

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (далее также - ТСЖ, товарищество) (смотрите также письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-17-14/33).

Исходя из совокупности норм п. 2 части 2, части 4 ст. 136 и части 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Законодательство предоставляет ТСЖ право определять смету доходов и расходов на год и устанавливать на ее основе размеры платежей и взносов для каждого собственника (п. 2 части 1 ст. 137, п. 3 части 1 ст. 137 ЖК РФ).

Функционирование работы ТСЖ обеспечивается поступлениями денежных средств от собственников помещений в многоквартирном доме, а поступающие денежные средства являются целевыми, расходование которых осуществляется исключительно по смете доходов и расходов на соответствующий год (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 N 13АП-17515/15).

ТСЖ вправе определять, помимо расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и затрат на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальных взносов и отчислений в резервный фонд, также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (п. 2 части 1 ст. 137 ЖК РФ). Таким образом, состав целевых расходов является открытым.

Согласно апелляционному определению СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18.06.2015 по делу N 33-10465/2015 ТСЖ вправе устанавливать в смете определённые расходы, которые хотя отдельно не указаны в ст. 137 ЖК РФ, но могут иметь место, поскольку п. 2 части 1 ст. 137 ЖК РФ не носит исчерпывающий характер.

При этом ТСЖ также вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 части 1 ст. 137 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ вправе осуществить указанные в вопросе расходы (на сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома) на том основании, что данные расходы заявлены в смете доходов и расходов как расходы, направленные на достижение целей, определённых уставом ТСЖ.

УСН

В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п.п. 1 и 2 ст. 346.18 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по Налогу учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Доходы, не учитываемые при налогообложении, перечислены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. В частности, при определении объекта налогообложения по Налогу не учитываются: доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Так, в силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Таким образом, средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ на финансирование расходов, указанных в вопросе, не учитываются при определении налоговой базы по Налогу.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Поэтому и расходы, которые покрываются за счёт средств целевого финансирования, также не должны учитываться при налогообложении. Аналогичное мнение в схожей ситуации выражено Минфином России (смотрите письмо от 21.02.2014 N 03-11-06/2/7386).

Кроме того, согласно разъяснениям Минфина России, выраженным в письме от 25.05.2007 N 03-11-04/2/141, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и осуществляющий наряду с общественной (некоммерческой) деятельностью коммерческую деятельность, имеет право уменьшить полученные доходы (от коммерческой деятельности) только на расходы, непосредственно направленные для осуществления коммерческой деятельности.

В рассматриваемой ситуации указанные в вопросе расходы на сброс с кровли, уборку и вывоз снега с территории жилого дома заявлены в смете доходов и расходов ТСЖ, то есть данные расходы являются целевыми и по этой причине не относятся к коммерческой деятельности ТСЖ.

С учётом изложенного подобные затраты не вправе учитываться при определении налоговой базы по Налогу*(1).

 

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

*(1) Однако, если и допустить, что, во-первых, данные затраты не будут заявлены в смете, во-вторых, ТСЖ будет нести данные затраты в связи с осуществлением коммерческой деятельности, то они с большой долей вероятности не могли бы быть учтены на том основании, что подобные расходы не предусмотрены в закрытом перечне расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (исключением мог быть редкий случай признания таких затрат при определенных обстоятельствах в качестве расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

 

 

 

  Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 Графкин Олег

 Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-914
Телефон
Яндекс.Метрика
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su