Каков порядок отражения в налоговом учете расходов, связанных с командировочными расходами в связи с перегоном автомобиля (в частности расходы на авиабилеты и суточные работников)?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 10.07.2015 г.

 

Унитарное предприятие приобрело автомобиль, который зарегистрировало в ГИБДД по месту нахождения своего подразделения, но фактически автомобиль эксплуатируется по месту нахождения головного подразделения предприятия. Первоначальная стоимость автомобиля была сформирована на момент регистрации в ГИБДД. После этого автомобиль перегнали в головное подразделение, то есть он был передан на длительный срок для эксплуатации по месту нахождения головного подразделения. На момент регистрации в ГИБДД автомобиль принят к налоговому учету в составе основных средств.

Каков порядок отражения в налоговом учете расходов, связанных с командировочными расходами в связи с перегоном автомобиля (в частности расходы на авиабилеты и суточные работников)? Необходимо ли унитарному предприятию подтверждать передачу автомобиля в головное подразделение соответствующим приказом?

 

 

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

 

В рассматриваемой ситуации расходы на командировки, в частности расходы на авиабилеты и суточные работников, могут быть учтены в составе прочих расходов.

Подтверждение факта работы автомобиля, зарегистрированного по месту нахождения обособленного подразделения, на территории головного подразделения производится на основании приказа либо иного распоряжения, т.е. в порядке, утвержденном предприятием самостоятельно.

 

 

Обоснование позиции:

 

 

Расходы на приобретение автомобиля и командировки работников

 

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом п. 2 ст. 253 НК РФ установлено, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы.

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина России от 26.02.2009 N 03-03-06/1/98).

Также отметим, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (абзац второй п. 1 ст. 257 НК РФ).

Учитывая эту норму, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 07.07.2009 N А19-1020/09 высказал мнение, что если командировки работников непосредственно связаны с доставкой приобретенных автомобилей от места сдачи-приемки до места их использования в производственной деятельности, командировочные расходы на приобретение билетов для проезда работников общества, на проживание в гостинице, а также на оплату бензина подлежат отнесению на увеличение балансовой стоимости приобретенных автомобилей. Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 N А12-10256/07-с60.

В то же время в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2013 N Ф07-2814/13 по делу N А26-6845/2012, ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 по делу N А55-5612/2008 отмечено, что НК РФ, в частности положениями п. 1 ст. 257 и п. 5 ст. 270 НК РФ, исчерпывающе определена направленность затрат с целью отнесения их к числу расходов, увеличивающих стоимость основного средства, при этом затраты на командировки работников к числу таких затрат не относятся.

В письме УФНС по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049826 также разъяснено, что на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов с учетом требований п. 1 ст. 252 и пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Кроме того, правомерность признания расходов на перегон автомобилей в составе прочих расходов подтверждена ФАС Уральского округа в постановлении от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2 по делу N A07-633/2009.

Следует однако также отметить, что учесть в первоначальной стоимости объекта основных средств расходы на командировки можно, если указанные затраты произведены до ввода объекта в эксплуатацию (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 20-12/115096).

Согласно вопросу первоначальная стоимость автомобиля сформирована до его отправки в головное подразделение, то есть речь идет о правомерности изменения первоначальной стоимости основного средства, по которой оно принято к налоговому учету.

В этой связи напоминаем, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/1/20327 и от 11.02.2011 N 03-03-06/1/89, постановление ФАС Центрального округа от 21.03.2014 N Ф10-668/14 по делу N А54-1134/2012).

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914).

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (смотрите также письмо Минфина России от 25.03.2015 N 03-03-06/1/16234).

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Однако в рассматриваемой ситуации при осуществлении расходов, связанных с перегоном автомобиля, каких-либо работ над ним не производится. То есть полагаем, что какого-либо основания для изменения первоначальной стоимости автомобиля, предусмотренного п. 2 ст. 257 НК РФ, в рассматриваемой ситуации не имеется.

В то же время отметим, что согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Такие расходы признаются на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ), и к ним предъявляются общие для всех расходов требования об их экономической обоснованности и документальном подтверждении, предусмотренные п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-03-07/21188).

На основании части первой ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Учитывая вышесказанное, а также нормы, предусмотренные п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 252 НК РФ, считаем, что в рассматриваемой ситуации расходы на командировки, в частности расходы на авиабилеты и суточные работников, могут быть учтены в составе прочих расходов.

В то же время никаких официальных разъяснений, определяющих порядок учета командировочных расходов, связанных с перегоном автомобиля после приема его к налоговому учету в состав основных средств, нам обнаружить не удалось. В этой связи Вы можете обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

 

Приказ на передачу автомобиля

 

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Закона N 161-ФЗ обособленное подразделение (например филиал, или представительство) унитарного предприятия не является самостоятельным юридическим лицом, т.е. передача автомобиля от одного обособленного подразделения другому является одним из способов пользования данным автомобилем.

Следовательно, такая передача должна определяться внутренними распорядительными документами. При этом отметим, что издавать приказы либо выдавать соответствующие доверенности имеет право руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) (п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ).

Таким образом, полагаем, что подтверждение факта работы автомобиля (зарегистрированного по месту нахождения обособленного подразделения) на территории головного подразделения производится на основании приказа либо иного распоряжения, т.е. в порядке, утвержденном предприятием самостоятельно.

 

 

К сведению:

 

Обращаем Ваше внимание, что амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается (письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77, УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064582@).

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 02.07.2013 N 03-03-06/1/25274, от 10.04.2013 N 03-03-06/1/11824.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав