Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 10.08.2016 года
 

 

 

Торговая организация применяет общую систему налогообложения и относит транспортные расходы в бухгалтерском и налоговом учете к прямым расходам. Алгоритм расчета, указанный в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, соответствует порядку, указанному в ст. 320 НК РФ. В электронной программе, в которой осуществляется распределение транспортных расходов, ведется суммовой учет товаров.

Остаток нереализованных товаров на складе на начало месяца составляет 1 000 000 руб. Остаток нераспределенных транспортных расходов на начало месяца составляет 100 000 руб. В течение месяца товара приобретено на сумму 2 000 000 руб., оприходовано излишков на сумму 10 000 руб., реализовано товаров на сумму 600 000 руб., списано недостачей на сумму 50 000 руб. (недостача - сверх норм естественной убыли), переведено в материалы на сумму 15 000 руб. Итого остаток товара на конец месяца - на сумму 2 345 000 руб.

Сумма транспортно-заготовительных расходов за месяц составляет 200 000 руб.

Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара (данная сумма, согласно разъяснениям контролирующих органов, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль)?

 

 

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

 

Списание недостачи товаров следует производить только по фактической себестоимости с учетом приходящейся на эту недостачу доли прямых транспортных расходов.

Учетную стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации и оприходованных по рыночным ценам, рекомендуем учитывать при определении среднего процента для распределения транспортных расходов.

 

 

Обоснование позиции:

 

Согласно нормам ст. 320 НК РФ транспортные расходы, которые не включаются в соответствии с положениями учетной политики налогоплательщика для целей налогообложения в стоимость приобретаемых товаров, признаются прямыми расходами и подлежат распределению между реализованными и не реализованными в течение месяца товарами в соответствии с установленным в данной статье порядком.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяются стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При этом положения ст. 320 НК РФ прямо не регулируют вопроса учета товаров, использованных для хозяйственных нужд организации и списанных при выявлении недостачи (или оприходованных в качестве излишков) для распределения транспортных расходов. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому товары, использованные для собственных нужд организации или списанные в результате выявления недостачи, следует рассматривать для целей налогообложения именно в качестве товаров, поскольку изначально они были предназначены для реализации.

В то же время механизм распределения транспортных расходов между различными направлениями расхода товаров имеется в "Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания). Согласно Условному расчету распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов (Приложение 3 к Методическим указаниям) сумма транспортно-заготовительных расходов (далее - ТЗР) в отчетном периоде распределяется не только на отпуск материалов в производство и реализацию на сторону, но и на потери от брака, что можно считать аналогом недостачи. Остается установить, одинаков ли метод распределения ТЗР на остатки товаров (материалов) в Методических указаниях и Налоговом кодексе РФ.

На первый взгляд, формулировки ст. 320 НК РФ не совпадают с методом, изложенным в п. 87 Методических указаний: "Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных материалов". Однако данное расхождение является чисто лингвистическим, арифметически же расчет среднего процента в обоих случаях дает одинаковый результат.

Согласно Методическим указаниям процент, применяемый для распределения ТЗР, считается следующим образом:

 

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт).

В соответствии со ст. 320 НК РФ средний процент считается так:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (РТ + КОТ).

Однако остаток нереализованных товаров на конец месяца может быть определен лишь следующим образом:

КОТ = (НОт + Зт - РТ),

так что, подставляя это выражение в формулу выше, после сокращения однородных членов получаем то же самое, что и в Методических указаниях:

 

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт),

где (приведены термины из бухгалтерского и налогового законодательства):

П - процент (средний процент);

НОТЗР - начальный остаток ТЗР (прямых транспортных расходов);

ЗТЗР - транспортные расходы (ТЗР) за отчетный месяц;

НОт - начальный остаток товаров (материалов);

Зт - затраты на приобретение товаров (материалов) за месяц;

РТ - реализация товаров за месяц по стоимости приобретения;

КОТ - конечный остаток товаров (материалов).

Приходим к выводу, что общая методика распределения транспортных расходов в Налоговом кодексе РФ и Методических указаниях совпадает, поэтому можно использовать механизм распределения ТЗР из Методических указаний и для распределения транспортных расходов в целях налогообложения, закрепив этот момент в учетной политике для целей налогообложения.

Исходя из смысла норм ст. 320 НК РФ можно сделать вывод, что на любой приобретенный товар приходится определенная часть транспортных расходов, связанных с его доставкой, которая подлежит учету для целей формирования налогооблагаемой прибыли в периоде признания в составе расходов стоимости приобретенного товара.

Поэтому, по нашему мнению, для целей распределения транспортных расходов стоимость товаров, использованных для собственных нужд или списанных по причине выявления их недостачи, при приобретении которых организация понесла транспортные расходы, следует учитывать при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров в порядке, предусмотренном ст. 320 НК РФ.

При этом возможность признания части транспортных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на наш взгляд, зависит от возможности учета в составе расходов стоимости товаров, к которым они относятся. Так, например, транспортные расходы, относящиеся к доставке товаров, потребленных для собственных нужд (переведенных в материалы), могут быть признаны в составе расходов при формировании налогооблагаемой прибыли. В то же время транспортные расходы, относящиеся к товарам, списанным по причине выявления недостачи в случае выявления виновных лиц, не должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В подтверждение приведенной позиции можно привести письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160.

В настоящее время не урегулирован вопрос учета при расчете среднего процента излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации. С одной стороны, при их приобретении организация не понесла транспортных расходов, поэтому нелогично учитывать стоимость излишков при распределении ТЗР. Однако из разъяснений Минфина России, содержащихся в письме от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160, можно сделать вывод о том, что определять долю транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, следует по общим остаткам нереализованных товаров, в том числе в отношении тех товаров, при приобретении которых организация не понесла транспортных расходов. Считаем, что данное обстоятельство свидетельствует о возможности учета стоимости товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров.

Поскольку рассматриваемый вопрос не урегулирован нормами главы 25 НК РФ, считаем, что налогоплательщик, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, вправе самостоятельно выбрать наиболее соответствующий ст. 320 НК РФ порядок учета товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, который следует закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. В дальнейшем мы будем исходить из того, что организация учитывает выявленные излишки при расчете среднего процента.

Используя цифровой пример из вопроса, считаем, что распределение транспортных расходов может быть произведено следующим образом.

Вначале рассчитывается средний процент:

(100 000 руб. + 200 000 руб.) : (1 000 000 руб. +2 000 000 руб. + 10 000 руб.) = 9,97%

Затем в соответствии со ст. 320 НК РФ определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца:

2 345 000 руб. х 9,97% = 233 796 руб.

Остаток ТЗР (66 204 руб.) должен быть отнесен на все виды выбывших за месяц товаров. Для распределения этой суммы между разными видами выбытия используем тот же средний процент. Получаем:

ТЗР на недостачу = (50 000 руб. х 9,97%) = 4985 руб.

ТЗР на перевод в материалы (собств. нужды) = (15 000 руб. х 9,97%) = 1496 руб.

ТЗР на реализацию = (66 204 руб. - 4985 руб. - 1496 руб.) = 59 723 руб.

 

 

К сведению:

 

Вопрос учета в целях налогообложения транспортных расходов, приходящихся на потери товаров в результате недостачи сверх норм естественной убыли, в настоящее время является спорным, поскольку глава 25 НК РФ не содержит норм, устанавливающих правило, согласно которому транспортные расходы, связанные с приобретением товара, списанного без уменьшения налогооблагаемой прибыли, учитывались бы аналогично стоимости приобретения списываемых товаров. Однако рассмотрение данной проблематики выходит за рамки заданного нам вопроса.

Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

 

  Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 Буланцов Михаил

 Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена