Инспекция одного из районов субъекта РФ обратилась к организации с требованием встать на учет в связи с осуществлением деятельности у них в районе. Правомерны ли требования налоговой инспекции?

 

 

 

Боитесь совершить ошибку?

 

 

Не нашли что искали

Консультация предоставлена 17.07.2015 г.

 

Организация зарегистрирована в одном из районов субъекта РФ. Деятельность осуществляется по всему субъекту РФ лично либо с привлечением субподрядчика.

Сотрудники организации, выполняющие работы по ремонту автомобильных дорог в рамках заключенных организацией договоров подряда, ежедневно привозятся на место проведения указанных работ утром и покидают место их осуществления вечером после окончания рабочего дня. В связи с этим служебные командировки таким работникам не оформляются. На месте проведения работ остается лишь техника, которая находится на специально оборудованной площадке, где осуществляется ее хранение. Для осуществления контроля за сохранностью техники на площадке остается сторож. В некоторых районах субъекта РФ с места проведения работ на ночь увозится и техника.

Инспекция одного из районов субъекта РФ обратилась к организации с требованием встать на учет в связи с осуществлением деятельности у них в районе, но при осуществлении деятельности стационарные рабочие места не создаются, признаками дополнительного подразделения либо филиала организация не обладает.

Правомерны ли требования налоговой инспекции?

 

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Поясним почему.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Используемые в НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Специального определения понятия "рабочее место" НК РФ не содержит. Следовательно, под рабочим местом в целях применения ст. 11 НК РФ следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с наличием следующих критериев:

- территориальная обособленность;

- наличие стационарных (созданных на срок более 1 месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;

- ведение деятельности через это подразделение;

- осуществление работодателем контроля рабочего места.

Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации подразумевается его расположение географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение признается территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А26-11293/2005, ФАС Поволжского округа от 21.10.2004 N А65-7203/2004-СА2-34).

Под оборудованностью рабочего места в правоприменительной практике понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А26-11293/2005 и от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/06-2552А).

При этом сама по себе форма организации работ (в частности, направление работников в командировку) и срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения в целях определения необходимости постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/06-2552А, ФАС Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02АК).

Из этого можно сделать вывод, что критериями для признания подразделения организации обособленным являются, в частности, контроль работодателя за рабочим местом, где работник осуществляет свою трудовую функцию, а также наличие стационарных рабочих мест, оборудованных работодателем. При этом особо подчеркнем, что стационарным рабочее место признается в зависимости от срока, на который оно создается в соответствующей местности, а не от неизменности его местоположения в пределах этой местности.

Из вопроса следует, что организация рабочих мест осуществляется не заказчиком работ, а самим подрядчиком-работодателем. Работники не находятся в месте проведения работ постоянно и не проживают в указанной местности, однако прибывают туда для их проведения, что не противоречит определению рабочего места, данному в ст. 209 ТК РФ. Следовательно, существует вероятность того, что если такие работы производятся в определенной местности в течение более чем одного месяца, рабочие места могут быть признаны стационарными, и организация должна будет встать на учет в налоговом органе по месту их нахождения.

Кроме того, в рассматриваемом случае при выполнении работ по ряду договоров подряда организация создает рабочее место сторожа на площадке, где находится техника, с помощью которой производятся работы. А по смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ для признания обособленного подразделения созданным достаточно организации хотя бы одного стационарного рабочего места.

Отметим, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения по месту осуществления организацией деятельности налоговыми органами учитываются существенные условия рассматриваемых договоров, заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (смотрите письмо Минфина РФ от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

 

Ответ прошел контроль качества

 

Все юридические консультации