Будут ли применены штрафные санкции к организации, если она представит декларацию по НДС за I квартал 2016 года в мае 2016 года, то есть после окончания срока представления декларации?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 01.06.2016 года

 

Организация является участником проекта "Сколково". С января 2016 года организация освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и прибыли. Организация не начисляла и не предъявляла НДС потребителям при реализации услуг.

Будут ли применены штрафные санкции к организации, если она представит декларацию по НДС за I квартал 2016 года в мае 2016 года, то есть после окончания срока представления декларации? Как заполнить декларацию по НДС, если в I квартале 2016 года была прибыль и в этом периоде использовалось освобождение от обязанностей налогоплательщика?

Необходимо ли заполнять раздел 7 налоговой декларации по НДС в случае необходимости ее представления в налоговый орган?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Вопрос подачи налоговой декларации по НДС участниками проекта "Сколково" в настоящий момент не имеет окончательного решения.

Если участник проекта примет решение подавать налоговую декларацию по НДС, то в приведённых обстоятельствах у него не возникает обязанности по заполнению Раздела 7, ему необходимо заполнить Титульный лист и Раздел 1 (с прочерками).

Обоснование позиции:

Организации, в том числе получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта), в силу положений ст. 143 НК РФ признаются налогоплательщиками НДС.

На основании п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта, имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - Освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею указанного статуса в установленном законом порядке. Право на Освобождение может быть использовано участником проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения данного статуса (п. 3 ст. 145.1 НК РФ), что, как мы поняли, и сделано организацией в данном случае.

Абзацем вторым п. 1 ст. 145.1 НК РФ предусмотрено, что Освобождение не применяется лишь в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Иных положений, ограничивающих сферу действия Освобождения, главой 21 НК РФ не установлено.

В письме Минфина России от 15.02.2013 N 03-07-07/4072 разъясняется, что после применения Освобождения организация не должна реализовывать товары (работы, услуги) с учетом НДС. Соответственно, не должна она и предъявлять НДС покупателям (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686, от 12.09.2012 N 03-07-09/129, смотрите также письмо Минфина России от 16.01.2012 N 03-07-14/03).

Наряду с этим отметим, что норм, освобождающих участников проекта, применяющих Освобождение, от предусмотренной п. 3 ст. 169 НК РФ обязанности по составлению счетов-фактур, НК РФ не предусматривает. Такие организации, составляя счета-фактуры, должны осуществлять в графе 7 "Налоговая ставка" и в графе 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю" запись "без НДС" (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686, от 12.09.2012 N 03-07-09/129)*(1).

Представление налоговой декларации по НДС

Согласно ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ в обязанности каждого налогоплательщика (организации, физического лица) входит представление налоговой декларации по налогам, подлежащим уплате этим налогоплательщиком в соответствии с нормами НК РФ.

При этом исполнение обязанности по представлению налоговой декларации не зависит от наличия либо отсутствия суммы соответствующего налога к уплате (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Пунктом 2 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Подобной нормы в отношении организаций, которые получили Освобождение по норме п. 1 ст. 145.1 НК РФ, в налоговом законодательстве не содержится.

В настоящий момент имеют место две точки зрения на вопрос о необходимости представления участниками проекта налоговой декларации по НДС (далее - Декларация) (утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Согласно первой точке зрения, выраженной в письме ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375, организация, которая направила в налоговый орган по месту своего учета уведомление и документы об использовании права на освобождение по налогу на прибыль и НДС, за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, заканчивающиеся после указанной даты, не представляет.

Отметим, что в письме ФНС России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132@, доведенном до нижестоящих налоговых органов, подобный вывод (об отсутствии необходимости подавать декларацию по НДС) сделан и в отношении налогоплательщиков, освобождённых от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании нормы ст. 145 НК РФ.

Данная точка зрения не опровергается и выводами, изложенными в отдельных разъяснениях Минфина России (письмо от 15.05.2012 N 03-07-15/45). Согласно позиции финансового ведомства, организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" и применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в порядке, установленном ст. 145.1 НК РФ, должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию в случае:

- исполнения ими обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость;

- выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога;

- при исчислении налога в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Если руководствоваться логикой, изложенной в данном письме, то можно сделать вывод о том, что в отсутствие указанных выше случаев участник проекта не должен представлять Декларацию.

А вот в более ранних своих письмах от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779, от 26.10.2011 N 03-11-20/2 Минфин России настаивает на том, что участники проекта должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в общеустановленном порядке. В том числе это касается ситуаций, когда они не являются налоговыми агентами и не выставляли счетов-фактур с выделенной суммой НДС.

Такую же точку зрения высказал автор в следующем материале: Организация в июле 2011 г. получила статус участника инновационного проекта "Сколково". Каким образом теперь должен быть организован бухгалтерский и налоговый учет? Должна ли она представлять налоговые декларации по НДС, по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в установленные НК РФ сроки? ("Финансовая газета", N 7, февраль 2012 г.).

Таким образом, вопрос подачи налоговой декларации по НДС участниками проекта в настоящий момент не имеет окончательного решения.

Во избежание налоговых рисков организация вправе на основании пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

Заполнение Раздела 7 налоговой декларации по НДС

Раздел 7 включается в состав Декларации при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций (п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее - Порядок).

В соответствии с п.п. 44.2-44.5 Порядка Раздел 7 Декларации предназначен для отражения информации об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.

То есть информация, отражаемая налогоплательщиком в разделе 7 Декларации, является справочной и не учитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета).

В соответствии с абзацем четвертым п. 3 Порядка если налогоплательщиком совершаются только операции:

- не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК РФ);

- не признаваемые объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ);

- по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 НК РФ, ст. 148 НК РФ);

- и (или) налогоплательщик получает аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых больше 6 месяцев, и налогоплательщик воспользовался правом не облагать их НДС (п. 13 ст. 167 НК РФ),

то у него возникает обязанность заполнить Титульный лист, Раздел 1 (с прочерками) и Раздел 7 Декларации.

В данной норме не поименован случай совершения операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком, который освобождён на основании п. 1 ст. 145.1 НК РФ от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В то же время согласно абзацу шестому п. 3, абзацу второму п. 51 Правил организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.ст. 145 и 145.1 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют Титульный лист, Раздел 1, Раздел 12 Декларации.

Кроме того, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 3 Правил при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.ст. 145 и 145.1 НК РФ, представляются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "231".

Из изложенного следует, что если участник проекта не будет выделять сумму НДС в счёте-фактуре, выставленном покупателю, и у него не возникнет обязанностей налогового агента, то у него также не возникает обязанности заполнения Раздела 7 Декларации.

Кроме того, при анализе требований Правил можно сделать вывод не только о том, что для участников проекта в предлагаемых обстоятельствах не предусмотрено заполнение Раздела 7 Декларации, но также о том, что если данные налогоплательщики не выделяют сумму НДС в счёте-фактуре, выставленном покупателю, не исполняют обязанностей налогового агента (не осуществляют операций, указанных в ст. 174.1 НК РФ), то у них не возникает обязанности для заполнения каких-либо других разделов Декларации (кроме Титульного листа и Раздела 1 (с прочерками)).

Это корреспондирует с разъяснениями, выраженными Минфином России в указанном выше письме от 15.05.2012 N 03-07-15/45, в котором перечислены случаи для заполнения Декларации и из которого напрашивается вывод о том, что, когда таких случаев нет, нет и обязанности представления самой Декларации.

Если участник проекта примет решение подавать налоговую декларацию по НДС, то в приведённых обстоятельствах он должен заполнить Титульный лист и Раздел 1 (с прочерками).

Привлечение к налоговой ответственности за непредставление "нулевой декларации"

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ, в соответствии с которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Приведенная в НК РФ норма допускает возможность привлечения налогоплательщика, который не представил декларацию, к налоговой ответственности даже в отсутствие суммы налога, подлежащего уплате на основании такой декларации (смотрите также письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-02-08/121).

В отношении административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации отметим следующее.

Статьей 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей (определение понятия "должностное лицо" содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ).

Как видно, данная норма предполагает, что ответственность наступает вне зависимости от наличия суммы налога, подлежащего уплате по такой декларации.

 

  Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 Графкин Олег

 Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

 


 *(1) Согласно абзацу третьему п. 44.4 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС стоимость товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, приобретенных у организации, участника проекта, будет отражаться покупателями товаров (работ, услуг) в графе 3 Раздела 7 налоговой декларации по НДС на основании такого счёта-фактуры.